Правила проведения турниров
До турнира
Первое, что нужно сделать в день турнира, - это вовремя проснуться :-). Вставайте заранее, чтобы было время нормально поесть (питание на турнирах - большая проблема), сделать прическу, макияж (для партнерш :-)), собрать все необходимые вещи, к каковым относятся танцевальная обувь, костюмы, классификационные книжки или паспорта (уточните у организаторов по телефонам возможность выступления по паспортам!!), деньги на регистрационный взнос (не менее 500 рублей) и на питание на турнире, а также деньги на случай, если вы решите купить фотографии вашей пары (иногда на турнирах ведется профессиональная съемка). Стоимость фото - от 100 до 250 рублей за штуку. Обязательно возьмите бутылку воды и полотенце! Если вы решили делать прическу на турнире, то возьмите с собой все необходимые для этого атрибуты (лак, гель, расческу, шпильки и т.д.). Как делается конкурсная прическа и макияж - читайте в разделе Макияж и прическа. На всякий случай возьмите также комплект булавок (не менее 8 штук), чтобы прикрепить номер на спину партнеру (иногда их выдают на турнире, но лучше взять свои). Если на туринире будут ваши болельщики, то обязательно возьмите видеокамеру, чтобы ваше выступление сняли. Посмотреть на себя со стороны очень интересно и полезно. Так вы сможете поглядеть на себя со стороны, сравнить себя с соперниками и увидеть свои ошибки. Кроме того, вы всегда сможете показать, чего вы добились в танцах своим родственникам и друзьям.:-)
Следующее, что необходимо сделать для успешного выступления на турнире - это вовремя на него прибыть.:-) Обычно турнир делится на несколько отделений (от 3х до 5ти), для каждого из которых в расписании турнира (их обычно называют приглашениями) указывается время и названия групп, которые танцуют в данном отделении. Но имейте в виду, что прибыть на турнир нужно минимум за 40-50 минут до начала вашего отделения, а еще лучше часа за полтора. Дело в том, что регистрация пар на турнир начинается за 1,5-2 часа и заканчивается за 30 минут ДО НАЧАЛА отделения. Поэтому, скажем, если в расписании указано, что ваша группа (например, "Молодежь+Взрослые Н класс") танцует в отделении, которое начинается в 12.00, то приехать нужно примерно в 10.30-11.00, не позже. Это нужно для того, чтобы успеть зарегистироваться, размяться, переодеться и сделать прическу (если по какой-либо причине вы не сделали ее дома).
Обычно на входе в помещение, где проходит турнир, вам нужно будет КАЖДОМУ купить билет участника (не перепутайте и не купите билет зрителя!!). Это своеобразный регистрационный взнос за участие турнир. Стоимость билета обычно 400-500 рублей. Сразу оговоримся, что билеты зрителей стоят существенно дешевле (от 100 до 300 рублей, дети и пенсионеры либо бесплатно, либо 50-100 рублей) поэтому смело приводите с собой болельщиков.:-) После (а иногда до) покупки билетов сдайте верхнюю одежду в гардероб.
Далее по этому билету вас пропустят в зал и раздевалки участников (спросите у контролеров, где именно они находятся?). Пройдите в раздевалку и найдите там свободное место (иногда это большая проблема), где вы сможете оставить свои вещи и в дальнейшем переодется. Довольно часто в качестве раздевалок выступают пустые зрительные залы или даже трибуны, где проходит сам турнир (бывает и такое).
Дальнейшие ваши действия зависят от наличия партнера (партнерши). Если ваша пара присутствует в полном составе :-), то сразу же найдите Счетную комиссию и зарегистрируйтесь. Иногда для этого приходится отстоять в очереди от 5 до 30 минут (бывает и больше). Не обязательно стоять в очереди вдвоем. Достаточно одного из партнеров. Он должен иметь на руках: оба билета, обе классификационные книжки (или оба паспорта). При регистрации (особенно по паспортам) иногда спрашивают название клуба и фамилию тренера. Если вашим тренером является действующий спортсмен, то называйте фамилию РУКОВОДИТЕЛЯ КЛУБА. На регистрации вам выдадут два одинаковых номера, которые нужно прикрепить на спину партнеру: одну на костюм европейской программы (рубашку, жилетку или фрак), другую - на латинскую рубашку. Прикрепляйте номер аккуратно и ровно, чтоб он не топорщился во время танца, иначе это испортит все впечатление от вашей пары. Сам номер лучше всего заламинировать (если такая услуга предоставляется на турнире), либо вложить в прозрачный файлик и именно в таком вид прикреплять его на спину. Дело в том, что номера бумажные и во время движения они могут просто порваться или даже отвалиться.
Не торопитесь сразу переодеваться. Дождитесь окончания регистрации, после которой вывесят программу отделения. Вполне может оказаться, что вы танцуете через 1-1,5 часа после его начала. Кроме того, в зависимости от количества пар в вашей группе, выступление может начаться как с европейской, так и с латиноамериканской программы. Лучше всего найдите место, где можно размяться и повторить вариации. Иногда, если все идет по графику, между отделениями всем парам, участвующим в следующем отделении, разрешают размяться прямо на конкурсном паркете. Не пренебрегайте этой возможностью, даже если пар очень много. Надо "пощупать" паркет (насколько он скользкий) и примериться к размерам зала (площадка по размерам может сильно отличаться от вашего тренировочного зала). Не обязательно танцевать в полную силу. Пройдите вариации хотя бы чисто схематически.
Переодеваться рекомендуем примерно за 40 минут до выхода на паркет. Обязательно хоть немного разомнитесь перед самым выходом (можно просто протанцевать небольшие кусочки вариации в любом подходящем уголке :-)). Постарайтесь не уходить далеко от паркета, так как иногда ход турнира может опережать график и может оказаться, что вместо 13.44 вам придется выйти на паркет на 10 минут раньше, то есть в 13.34. На нашей памяти было несколько случаев, когда пара выбегала на паркет либо к концу первого танца, либо вообще только на второй. Никто за вами (может быть, кроме ваших тренеров) бегать не будет. Будет очень обидно потерять столько времени и денег и остаться у разбитого корыта из-за собственной несобранности и невнимательности.
Если в вашей группе зарегистировано более 7 пар, то турнир будет проходить в несколько заходов. Причем, они могут быть сменными (например, медленный вальс вы танцуете в 1-ом заходе, а квикстеп - в 3-м). Поэтому внимательно изучите и запомните номера своих заходов и ни в коем случае их не путайте!!
Во время турнира
После объявления вашего захода спокойно выйдите на паркет и найдите свободное место. Не торопитесь сразу начинать танец, как только заиграет музыка. Сначала убедитесь в том, что вы правильно ее считаете.:-) Если в паре музыку лучше слышит партнерша, то доверьтесь ей.:-) Ничего страшного даже если кто-то из вас будет считать вслух. Для начинающих это вполне нормально. Лучше считать вслух, чем танцевать не в музыку. Танцевание в музыку - это первый критерий судейства. Без этого у вас нет никаких шансов.:-(
Если во время танца вы сбились, столкнулись с другой парой, выпали из музыки - ничего страшного. Попытайтесь не нервничать и продолжить танец с того места, на котором остановились (только дождитесь нужного счета в музыке!!). В крайнем случае, начните вариацию сначала. Ни в коем случае не уходите с паркета до окончания мелодии (были у нас и такие случаи). Это просто неприлично и выглядит неуважением как к судьям, так и к зрителям!! После окончания мелодии сделайте поклон (либо судьям, либо зрителям) и покиньте паркет (кроме случаев, когда вы танцуете следующие танец в первом заходе, а текущий танец был в последнем заходе).
После того, как вы станцевали одну программу, нужно успеть очень быстро переодеться. Обычно на это дается 10-15 минут, а иногда и меньше. Поэтому попросите вам помочь либо вашим болельщикам, либо тренеров. После переодевания сразу же вернитесь в зал, чтобы не пропустить свой заход.
В спорте высших достижений парам иногда приходится танцевать по несколько туров (их количество зависит от количества участников). Например, иногда турниры могут начинаться с 1/4 финала (если количество пар от 13 до 24). В таком случае, в следующий тур (полуфинал) выводят 12 пар и они снова танцуют все те же танцы. Потом в финале танцуют уже 6 лучших пар. В этом случае надо внимательно смотреть заходы на следующий тур. Если вы увидели там свой номер, значит вас можно поздравить.:-) В массовом спорте все пары танцуют один раз и за каждый танец получают определенный бал от судей, после чего выставляется средняя оценка. Чем она выше - тем лучше выступила пара и тем более высокое место она заняла. Честно говоря, в нашем городе пока таких турниров не проводилось, поэтому более подробно эту систему мы опишем на нашем ресурсе как только она вступит в действие.:-) Но предварительно ознакомиться с Правилами проведения таких турниров можно здесь.
После выступления не торопитесь переодеваться. Дождитесь награждения. Если вы участник массового спорта, то в любом случае, независимо от занятого места, вы получите диплом 1-ой, 2-ой или 3-ей степени. Если вы участник спорта высших достижений, то награждение нужно дожидаться только в том случае, если вы танцевали в финале. В противном случае вы свободны, к сожалению.
Как оценивается конкурсный танец?
На что, прежде всего, смотрят судьи перед тем, как выставить вам оценку?
- РИТМ. Это самый важный критерий танца. Если пара танцует не в музыку, то на все остальное обычно уже не смотрят и пара автоматически получает либо самый низкий балл (в массовом спорте), либо самое последнее место (в спорте высших достижений). В общем, музыка - это все!
- ПОЗИЦИЯ В ПАРЕ — тоже один из наиболее важных моментов. Хорошая позиция придаёт паре изящество и лёгкость, улучшает баланс, облегчает ведение и позволяет партнеру держать контакт, особенно в свинговых танцах. Результат соревнования часто зависит от правильной осанки. Отсюда старая пословица, "Постоянная работа над осанкой – залог совершенствования".
- ЛИНИЯ — этим мы подразумеваем длину и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём фигур.
- РАМКА — правильное неподвижное положение рук, устанавливаемое в закрытых танцах. Линия рук партнёров должна быть прямой от локтя до локтя. Руки должны образовывать своего рода овал, который при изменении объёма рамки должен сохранять форму для того, чтобы партнёры оставались в правильной позиции друг относительно друга, не вываливались. Пара должна быть красивой.
- БАЛАНС. Существует два вида баланса — нейтральный и центральный. При центральном балансе вес тела равномерно распределён на обе ноги. При нейтральном — вес тела на одной ноге. Весь танец — это переход из нейтрального баланса в центральный и наоборот. Если пара не находится в состоянии равновесия, танец становится тяжелым, ломаются линии, в конце концов можно просто упасть.
- МУЗЫКАЛЬНОСТЬ — все движения в танце должны соответствовать специфике музыки — выделяться сильные доли, плавно прорабатываться слабые. Например, в румбе на шаг приходится на сам удар, а длительность ноты (счёт «и») — это снижения, работа бёдер. Чем дольше счёт «и» тем быстрее и выразтельнее румба. В танго ноги танцуют достаточно вязко, а движения головой весьма активны. Этим достигается и скорость и плавность.
- ДИНАМИКА — пара должна двигаться по паркету достаточно динамично. Особенно это касается европейской программы. Если длина вашего шага во время выполнения фигур будет в 1,5-2 раза больше чем у ваших соперников, то вас никогда не оставят без внимания как судьи, так и зрители. Вы просто сразу будет бросаться в глаза, в отличие от тех, кто еле перемещается по паркету.
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — пара танцует эмоционально, показывая зрителям их отношение к музыке, или они стиснув зубы с умным выражением лица пытаются не забыть композицию?
- ЭНЕРГИЯ — Энергия танца захватывает зрителей. Но энергия должна быть управляемой. Например, мощное движение весьма полезно в вальсе и фокстроте, но только если оно достигается за счёт свинга, а не только длиной шага. Движения должны соответствовать музыке. Например, в медленном вальсе накопление энергии происходит за счёт снижения между счётами «три» и «раз». А высвобождение энергии на счёт «раз» должно быть управляемым (дабы не проскочить счёт два) и поддерживаться при вырастании на “два” и “три”. То же самое и в остальных танцах.
- РАБОТА НОГ И СТОПЫ — скользящее движение (как будто на лыжах) стопы по полу в фокстроте даёт плавность; намеренный подъём стопы в танго подчёркивает стаккато; правильная работа колен придаёт румбе некоторую «модность», а натяжение носков — это не поддержка ноги, а увеличение длины линии. Использование этих четырех приёмов и правильная работа стопы опорной ноги позволяют добиться мощного и быстрого шага.
- ШЕЙП — это отдельный разговор. Он нужен для того, чтоб шикарно показать партнёршу зрителям и судьям. Шейп достигается различными способами. В стандарте шейп достигается растяжением партнерши вверх и вправо от партнёра.
- ВЕДЕНИЕ — Ну, тут всё ясно. Единственный критерий — партнёрша должна быть лёгкой. При неправильном ведении лёгкости достичь невозможно. Каждый человек индивидуален, поэтому изучение партнёра — долгая и тяжелая, но весьма нужная работа. Достичь полного взаимопонимания удаётся крайне редко (такие пары становятся великими), чаще партнёры просто подстраиваются друг под друга.
- FLOORCRAFT — "Видение паркета" В это понятие входит не только умение уходить от столкновения, но и умение танцевать без остановок в окружении других пар, когда кажется, что идти уже некуда. Здесь и проявляется станцованность пары – партнёр должен выбирать правильные направления и вести партнёршу, а та, в свою очередь, должна понимать, что от неё хочет партнёр в той или иной ситуации.
- СТИЛЬ ПАРЫ — Как пара смотрится вместе, костюмы, поведение на паркете. Это тоже далеко не самый последний критерий оценки.
Примечание. Критерии оценивания бального частично взяты с сайта Сайт бального танца (Украина)
Конечно, каждый судья имеет свои собственные представления о том, какой критерий более важен, а какой менее. Поэтому не удивляйтесь тому, что оценки разных судей одной и той же пары могут очень сильно отличаться друг от друга. Просто кто-то оценил вашу мощную динамику, а кто-то в это момент смотрел на рамку и заметил в ней много недостатков.:-)
После турнира
После выступления и награждения всех пар вы сможете подойти к Счетной комиссии и забрать вклейку в свою классификационную книжку. На ней будут указаны результаты вашего выступления: название турнира, ваша фамилия, группа, класс, количество пар, занятое место и набранные очки. Ее необходимо будет вклеить в вашу книжку. По желанию можно купить распечатку со всеми местами, которые вам и вашим соперникам поставили судьи за каждый танец. Это довольно полезно, чтобы знать: над каким танцем надо работать особенно усиленно.:-) Распечатка обычно стоит 30-50 рублей.
Далее по желанию вы можете либо остаться в качестве зрителя, либо покинуть турнир, не забыв свои вещи (что довольно часто происходит). При желании можете купить фото вашей пары на память (если на турнире работали фотографы). Постарайтесь не расстраиваться в любом случае и из каждого турнира извлекать максимум пользы, как бы он для вас не закончился. Легкого паркета и побед!